Патриотическое воспитание в РУОЦ «Балдаурен»
История Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» начинается с подписания одного очень важного документа. В 2000 году Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал Постановление о создании детского центра в курортном крае Бурабай, на берегу озера Щучье.
Очень быстро Центр зарекомендовал себя на международном уровне, конкурируя с такими центрами как МДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», МДЦ «Артек», НДООЦ «Зубренок» и другими. Постепенно разрабатывалась система детского центра, в которой главенствующая роль возлагалась на педагогов-оргаиизаторов и, конечно, на детей, потому что в Балдаурен приезжали лучшие из лучших, одаренные ребята из всех областей Казахстана. Первые, кому посчастливилось побывать в Балдаурене стали невольными авторами истории развития Центра. Ребята писали тексты песен про Балдаурен, участвовали в разработке символики Центра, придумывали законы и традиции детского центра. Благодаря их активной позиции стало возможным создание Союза детских общественных организаций и объединений на базе нашего центра, проведение Республиканского слета детских общественных объединений и организаций Казахстана, на котором был открыт памятный знак с капсулой «Обращение к ровеснику- 2030 года»
Патриотизм начинается с любви к своей малой Родине, со знания истории своего рода, своего края, с готовности приносить пользу семье, школе, городу, стране. Ребятам, приезжающим на отдых в Балдаурен представляется возможность рассказать о своем крае, о своей семье и, конечно, узнать о курортном крае, где расположен наш Центр. Знакомство с Балдауреном невозможно представить без знакомства с краем Бурабай.
Благословенный край - Бурабай, где сама природа и земля стала колыбелью великих батыров, акынов, учёных просветителей.
Именно здесь было принято историческое решение Великим Абылай - ханом о воссоединении казахских племён для будущего процветания Суверенного Казахстана. Именно здесь, исторически сложилась дружба народов «Ста языков». Заметный вклад в духовную жизнь казахского народа вносили Кокшетаусцы. Именно в Кокшетау, крае самобытных традиций, так ярко расцвело песенное творчество степных бардов: Акана-серэ, Биржана-сала, Укили Ибрая, Болуан-Шолака, поэтов-импровизаторов Орынбая, Арыстанбая и других. Экскурсии, классные часы, познавательные вечера, игры по станциям - те мероприятия, на которых происходит знакомство с краем, с его историей.
В рамках реализации программ «Рухани жаңғыру», «Туған жер» в Республиканском учебно-оздоровительном центре «Балдаурен» запущены пилотные проекты «Ұлы дала ұрпақтарының саяхаты» и «Қазақстанның қасиетті жерлерінің географиясы», где ежесменно дети из разных областей республики представляют свой регион. В целях расширения и углубления совокупных знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества проводятся Часы этики «Открой свое сердце миру», курс «Мировая художественная культура: встреча с прекрасным». Эта экспериментальная деятельность по воспитанию личности на основе культурных и нравственных ценностей стала продолжением реализации Государственной программы.
Жизнь в «Балдаурене» бьет ключом, каждый год наполнен слетами, фестивалями и интересными событиями. За 20 дней смены коллектив Центра старается создать психологический климат, позволяющий каждому ребенку почувствовать себя полноправным, а главное – нужным членом общества.
Значительным событием в гражданско-патриотическом направлении стало открытие 25 декабря 2009 года в Республиканском учебно-оздоровительном Центре «Балдаурен» Художественной галереи искусств. Дети имеют возможность общения с мэтрами современного искусства. Во время симпозиума художники, скульпторы проводят встречи с детьми, дают мастер-классы, учат ребят быть творцами эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. В своих картинах художники стремятся к самовыражению через язык метафор и ассоциаций, обращаясь к традиционному кочевому наследию. Живопись художников – это широкий спектр новых стилей для традиционного сознания в стремительно меняющемся мире.
Понять и описать значение «Балдаурена» в целом трудно.
Для детей – это возможность провести интересные и насыщенные различными праздниками, конкурсами дни в кругу своих сверстников из других регионов, стран, научиться чему-то новому, встретиться со знаменитыми спортсменами, художниками, писателями. Для государства – это воспитание лидеров, патриотов, творческой элиты нашей страны.
Смены гражданско-патриотического направления
В Балдаурене в течение года проходит 16 смен, которые имеют разную тематическую направленность: творческие, социальные, экологические, интеллектуальные и т.д.. В каждой смене проходят мероприятия патриотического характера: агитбригады, защита социальных проектов, вечера, посвященные историческим датам, в каждой смене выбирается орган соуправления. Но есть несколько смен в году полностью направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи.
Слет военно-патриотических клубов и объединений
Основной целью Слетов является: активизация и совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи, формирование у подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В Слетах принимают участие – участники военно-патриотических клубов, союзов, команды – победители областного (регионального) конкурса ВПК и О.
В рамках программы Слетов проходят следующие конкурсы: смотр строя и песни, смотр-конкурс инсценированной патриотической песни, комплекс «С пользой для военного дела», конкурс «Снайпер», конкурс «Защита».
Республиканские встречи Ассамблеи народа Казахстана «Золотой мост дружбы».
С 2003 года «Балдаурен» проводит традиционный детский форум «Золотой мост дружбы». В рамках реализации программы смены ребятам предоставляется возможность продемонстрировать ровесникам уровень владения языками, знания истории и культуры, традиций этносов, проживающих под единым шаныраком дружбы и согласия на территории суверенного Казахстана.
Детский этнографический фестиваль «Золотое наследие».
Приоритетные направления этнопедагогических смен:
– анализ исторического наследия через знакомство с обычаями и традициями казахского народа;
– развитие навыков творческого потенциала участников смены через участие в творческих мастерских и конкурсах в области этноприкладных направлений.
Юные этнографы активно участвуют в реализации этнопедагогической программы «Казахский этноаул», в мастер-классах, где каждый имел возможность овладеть навыками народного искусства.
Республиканский Слет юных спасателей
Программа Слета включала в себя организацию мастер-классов, выставки аварийно-спасательного снаряжения, показательные выступления подразделений МЧС, презентации агитбригад «Юные спасатели».
Основные задачи слета – усвоение знаний по основам гражданской обороны, спасательных и других неотложных работ во время ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, прикладной физической и медико-санитарной помощи пострадавшим.
Республиканский детский экологический форум «Земля – наш общий дом»
Задачи Форума:
– формирование экологической культуры и готовности к активной природоохранной деятельности;
– способствование развитию детского экологического движения в Казахстане;
– консолидация со взрослыми в поисках путей решения экологических проблем.
Участники смены написали обращение к своим сверстникам: «Мы, юные экологи, от лица всех балдауреновцев, хотим дать старт доброму начинанию, чтобы наше обращение, нашло отклик в сердце каждого человека, живущего на Земле. Только все вместе, и только сообща, мы сохраним нашу Землю зеленой и цветущей!»
В течение 20 дней дети – участники смен погружаются в мероприятия, где им предоставляется возможность
• продемонстрировать ровесникам уровень владения языками, знания истории и культуры, традиций этносов, проживающих на территории Казахстана;
• в консолидации со взрослыми активно участвовать в поисках путей решения гражданско-патриотических, экологических и других вопросов.
Знаменательные события и даты патриотического направления
2005 год
– 25 июля центр посетил Глава государства, Председа-тель Ассамблеи народов Казахстана – Н.А. Назарбаев.
2006 год
– проведен 1 Республиканский слет детских общественных объединений и организаций Казахстана, открыт памятный знак с капсулой «Обращение к ровеснику- 2030 года».
2008 год
- по инициативе центра проведен I Республиканский Слет студенческих педагогических отрядов Республики Казахстан.
2009 год
– открыта Художественная галерея искусств «Балдаурен».
2010 год
- в центре прошла 51- ая Международная математическая олимпиада с участием 526 участников из 98 стран мира.
2011 год
– 20 декабря вручена копия «Знамени Победы» РУОЦ «Балдаурен» от Международной общественной организации «Содружество организаторов детского отдыха».
2013 год
- Международный фестиваль вожатских команд КВН в ФДЦ «Океан», г.Владивосток. Команде КВН «Жастар» вручены грамоты, медали и диплом за 1 место;
- Онлайн общение с Международными детскими центрами «Зубренок» Белоруссия, «Океан» Россия; Ассоциацией казахов в Кыргызстане.
2014 год
- Республиканский слет юных исследователей «Наши знания во имя Родины»;
- Республиканский слет педагогических отрядов Казахстана 12 – 15. 03;
- Республиканский слет лидеров детских организаций Казахстана 15 – 18.05;
- Международная встреча «Балдаурен приглашает друзей».
2015 год
- Международная Эстафета – Акция «Честь Победе!».
2016 год
-открытие Академии юных патриотов – казахстанцев;
-Дни Академии: 25 по 27 апреля и 27-28 августа:
-открытие филиала РУОЦ «Балдаурен» на берегу Капчагайского водохранилища в Алматинской области.
2017 год
-Республиканский конкурс проектов по патриотическому воспитанию «Я – Патриот своей страны» 15.11.16 – 22.02 2017;
- Республиканский Форум юных патриотов - казахстанцев 22-24.02.
-Республиканский семинар-практикум «Туған жер» бағдарламасы – жалпыұлттық патриотизм негізі» 1-4.11
2018 год
- II Республиканский Форум юных патриотов – казахстанцев 21-23 февраля.
-учебная сессия Академии юных патриотов – казахстанцев 7-17.08;
- открытие второго филиала РУОЦ «Балдаурен» в Туркестанской области;
2019 год
- День Академии юных патриотов-казахстанцев 22-24.02,
--открытие третьего филиала РУОЦ «Балдаурен» на берегу озера Балхаш в Карагандинской области;
- III Республиканский Форум юных патриотов - казахстанцев.
2020 год
-День Академии
-Акция «Перекличка»
2021 год
-Дистанционный форум юных патриотов-казахстанцев, посвященный 5-летию АЮПК.
Авторы идеи создания Академии юных патриотов-казахстанцев
За каждым этапом большой работы стоит труд первых руководителей. С августа 2007 года генеральным директором РУОЦ «Балдаурен» стал Мухитдин Бекболатович Толепбай. Его вклад в развитие центра весом. Неравнодушный, горящий идеями человек уверен, что в детях необходимо воспитывать прежде всего активную гражданскую позицию, старался, чтобы педагоги центра бережно и настойчиво раскрывали в каждом из них творческие способности, давали равные возможности каждому подростку заявить о себе как о личности, помочь определиться
с выбором жизненного пути. Более того, Мухитдин Бекболатович — инициатор создания в «Балдаурене» Академии юных патриотов - казахстанцев, а ее выпускники — ребята из разных уголков Казахстана, — возвращаясь в родные пенаты, непременно продолжают вести эту кропотливую работу, претворяя в жизнь полученные в академии навыки, да не просто так, а с ежемесячными отчетами в центр о проделанном.
При Мухитдине Толепбае «Балдаурен», расширившись, прирос филиалами, которые открылись в городах Балхаше, Капшагае и Туркестанской области. В приветственном слове на главной странице сайта РУОЦ «Балдаурен» Мухитдин Толепбай говорит: «… какой будет жизнь в «Балдаурене», зависит от нас — взрослых. Мы очень гордимся тем, что в центре создана такая уникальная система, и каждый работающий здесь человек не случайный, а любящий свое дело и детей». И в каждом слове сквозит его личное отношение к любимому делу, детям и коллегам.
Ко всем многочисленным почетным грамотам и благодарностям, медали «Ерен еңбегі үшін» гендиректор Толепбай М.Б в 2019 году был награжден медалью МОН РК «Ибрай Алтынсарин» за бесценный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Битуова Тілдаш Рыскулбековна в течение нескольких лет работала директором Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана
Активный гражданин своей страны и после выхода на пенсию организовала несколько больших проектов, среди которых Республиканский конкурс научных проектов «Зерде», Международный фонд. «Интеллектуал-2050». «В нашей стране насчитывается более 3 млн. учащихся школ. Из них приблизительно 600 учеников могут принять участие в олимпиаде. А, что будут делать остальные? Вот данное интеллектуальное состязание откроет не только двери к знаниям, но и способность искать новые возможности для их применения».
С 2016 года Тильдаш Рыскулбековна является одним из организаторов Академии юных патриотов – казахстанцев. Дни Академии также как и Форумы проводятся с непременным ее участием. На Дне Академии в 2020 году Тильдаш Рыскулбековна и Генеральный директор РГКП «РУОЦ «Балдаурен» Алибаев Сержан Тулеметович приняты в ряды Почетных членов Академии.
Концепция «Академии юных патриотов-казахстанцев»
Главная цель: воспитание юных патриотов-казахстанцев в контексте осмысления общенациональной идеи «Мәнгілік Ел», выдвинутой Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Формирование в условиях «Академии юных патриотов-казахстанцев» (далее по тексту — Академии) юной патриотической элиты страны, которая станет ядром и движущей силой патриотического воспитания молодых и юных поколений в Республике Казахстан, развитие среди подростковой и молодежной элиты казахстанского общества высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, способности проявить свои лучшие личностные качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Главная задача. Проблема воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится вопросом государственной важности в эпоху мировой нестабильности. В сложнейших условиях развивающейся глобализации и атаке на культурные ценности малых государств юному казахстанцу необходимо привить любовь к истории страны, государственному языку, богатой культуре и традициям единого народа Республики Казахстан.
Концептуальная задача педагогов Академии — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, развивать интерес к явлениям общественной жизни.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Любовь к Отечеству как целостное явление включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.
В 2016 году на апрельской сессии Ассамблеи народа Казахстана был официально принят национальный формат казахстанского патриотизма в виде Патриотического акта «Мәңгілік Ел», который теперь является главной национальной и государственной идеей единства, неповторимости нашего народа, традиций, морали, истории, культуры.
Для решения общей задачи воспитания элитного ядра юных казахстанских патриотов в духе Патриотического акта «Мәңгілік Ел» требуется реализация следующих основных направлений:
- разработка и создание Единой системы патриотического воспитания казахстанских школьников в современных условиях с использованием в качестве институциональной основы Академии;
- утверждение в сознании и чувствах юных членов Академии социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Казахстана, к традициям, повышение престижа государственной, особенно, военной службы;
- создание возможностей для более активного вовлечения членов Академии в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем в местах их постоянного проживания и обучения;
- воспитание членов Академии в духе уважения к Конституции Республики Казахстан, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
- привитие членам Академии чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики Казахстан - Герба, Флага, Гимна, другой казахстанской символики и исторических реликвий, связанных с культурой и историей Казахстана;
- формирование у членов Академии ценностей светского государства и высокой духовности, привлечение традиционных для Казахстана религиозных конфессий, для формирования у членов Академии потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- воспитание у членов Академии ценности трудолюбия и ответственности, уважения к Человеку Труда;
- формирование у членов Академии критического мышления для активного противодействия
- антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории;
- формирование у членов Академии расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между этносами народа Казахстана.
Принципами патриотического воспитания членов Академии являются:
- принцип авторского подхода педагогов-воспитателей в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы;
- принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения членов Академии и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы Казахстана;
- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общеказахстанского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик как отдельной личности юноши или девушки, так и подрастающего поколения Республики Казахстан в целом, проявляющийся в формирующемся гражданском мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе Академии юных патриотов-казахстанцев
1. Общие положения
1.1. Академия юных патриотов - казахстанцев (далее – Академия ЮПК) создана на основании решения Педагогического совета от 22.02.2016г.при Республиканском государственном казённом предприятии «Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен» Министерства образовани
я и науки Республики Казахстан (далее – РУОЦ «Балдаурен») и является объединением детей и взрослых, решающих вопросы гражданско-патриотического направления.
1.2. Академия ЮПК осуществляют свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», действующим законодательством, государственной политикой в интересах детей и настоящим Положением.
1.3. Академия ЮПК имеет свой логотип, медаль и удостоверение «Патриот», наградную продукцию.
2. Цели и задачи Академии ЮПК
2.1. Академия юных патриотов-казахстанцев создана с целью развития и воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма, высоких духовно-нравственных качеств, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.
2.2. Задачи:
- учить детей осознанному отношению к своей Родине, ее прошлому, настоящему и будущему;
- создать условия для реализации каждым ребенком собственной гражданской позиции;
- развивать чувство долга и ответственности;
- способствовать формированию эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ребенка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и Казахстану.
3. Основы деятельности Академии ЮПК
3.1. Деятельность Академии ЮПК осуществляется на основании общего и операционного плана РУОЦ «Балдаурен», план-графика смен, утвержденного МОН РК.
3.2. Деятельность членов Академии ЮПК на местах осуществляется на основании Плана – ориентира, который утверждается ежегодно Педагогическим Советом РУОЦ «Балдаурен».
3.3. Принимаются в Академию ЮПК дети – участники тематических смен РУОЦ «Балдаурен», в возрасте 11-15 лет, прошедшие конкурсный отбор.
4. Порядок проведения конкурсного отбора
4.1. Для рассмотрения вопросов зачисления в Академию ЮПК создается конкурсная комиссия, состоящая из председателя, секретаря и членов конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии рассматривают документы, связанные с подготовкой и проведением конкурса, рассматривают поступившие документы (документы подают классные руководители и педагоги-организаторы). Комиссия по итогам формирует предложения по определению победителей Конкурса.
4.2. Формой работы комиссии является заседание.
4.3. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколом и подписываются председателем и секретарем комиссии.
4.4. Победители конкурсного отбора зачисляются в Академию ЮПК и получают медаль, удостоверение «Патриот», сертификат и наградную продукцию члена Академии ЮПК.
5. Критерии конкурсного отбора
5.1. Конкурсный отбор проходит в три этапа.
5.2. 1 этап. Презентация достижений
-Проведение активной работы у себя в школе, селе/городе, области по патриотическому/лидерскому направлению (соуправление).
-Участие у себя в школе, селе/городе, области в конкурсах, олимпиадах; достижения в учебе, спорте, творчестве (презентация).
5.3. 2 этап. Участие в мероприятиях Центра (кандидатуры предоставляют учителя, вожатые)
Педагогическими работниками Центра проводятся следующие мероприятия по выявлению кандидатов в Академию: эссе на тему: "Каким должен быть настоящий патриот?", круглый стол "Я – патриот своей страны!", педагогический вернисаж "Мен – патриотпын!", пилотный проект «Ұлы дала ұрпақтарының саяхаты», беседы с детьми на классных часах и вечерних свечках.
Особое значение при определении кандидатов в Академию имеет педагогическое наблюдение за детьми со стороны учителей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по спорту. Педагоги учитывают: отношение учащихся к окружающим и друг к другу, поведение на уроках, в отряде, активное и добросовестное участие во всех общелагерных и отрядных мероприятиях. Немаловажную роль при отборе кандидатов играют и личностные достижения, лидерские качества ребенка.
5.4. 3 этап. Собеседование
-знание собственной истории (семьи, страны) на фоне знания логики отечественного историко-культурного процесса;
-знание малой родины (родной край: история, культура, традиции, достижения, перспективы и др.);
-знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, военной истории, достижениях и др.;
-понимание роли, места и значения Республики Казахстан в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства;
-способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития, обеспечения национальной и военной безопасности Казахстана;
-осмысление Отечества как высшей социально-значимой, духовно-исторической и интегрированной ценности;
-осознание неразрывности с Отечеством, неразрывной сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и др.);
-гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества;
-осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и служении Отечеству;
-потребность в познании исторического прошлого и современного этапа развития Казахстана.
6. Награждение
6.1. Нагрудный знак «ПАТРИОТ» является высшей наградой Академии юных патриотов-казахстанцев.
6.2. Нагрудным знаком «ПАТРИОТ» и удостоверением к нему награждаются члены Академии, показавшие наивысший результат в Конкурсе, и при наличии подтверждения патриотической деятельности на местах (фото, видеоотчеты и др. формы).
7. Обратная связь
7.1. Обратная связь с членами Академии ЮПК осуществляется через страницу в инстаграм jas_patriot, кураторов – членов Академии ЮПК, избранных по итогам деятельности на местах и закрепленных за определенной областью.
Символика, атрибуты Академии юных патриотов-казахстанцев
Логотип Академии юных патриотов - казахстанцев
Логотип отличают простота и лаконичность изображения,
Основным цветом логотипа Академии юных патриотов – казахстанцев является голубой цвет. Этот цвет взят за основу, т.к. он представлен в государственной символике Казахстана и символике Балдаурена. Голубой цвет - символ неба, чистоты, высоты помыслов.
Центральное место в логотипе занимает изображение государственного флага Республики Казахстан.
Медаль и удостоверение «Патриот»
Медалью «Патриот» как отличительным знаком и удостоверением награждаются дети – участники тематических смен в РУОЦ «Балдаурен», прошедшие отбор в Академию юных патриотов – казахстанцев.
Наградная продукция членам Академии юных патриотов – казахстанцев.
Ребята, принятые в Академию юных патриотов – казахстанцев, получают пакет с футболкой или бейсболкой с логотипом «Патриот».