Патриотическое воспитание в РУОЦ «Балдаурен»

История Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» начинается с подписания одного очень важного документа. В 2000 году Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал Постановление о создании детского центра в курортном крае Бурабай, на берегу озера Щучье.

Очень быстро Центр зарекомендовал себя на международном уровне, конкурируя с такими центрами как МДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», МДЦ «Артек», НДООЦ «Зубренок» и другими. Постепенно разрабатывалась система детского центра, в которой главенствующая роль возлагалась на педагогов-оргаиизаторов и, конечно, на детей, потому что в Балдаурен приезжали лучшие из лучших, одаренные ребята из всех областей Казахстана. Первые, кому посчастливилось побывать в Балдаурене стали невольными авторами истории развития Центра. Ребята писали тексты песен про Балдаурен, участвовали в разработке символики Центра, придумывали законы и традиции детского центра. Благодаря их активной позиции стало возможным создание Союза детских общественных организаций и объединений на базе нашего центра, проведение Республиканского слета детских общественных объединений и организаций Казахстана, на котором был открыт памятный знак с капсулой «Обращение к ровеснику- 2030 года»

Патриотизм начинается с любви к своей малой Родине, со знания истории своего рода, своего края, с готовности приносить пользу семье, школе, городу, стране. Ребятам, приезжающим на отдых в Балдаурен представляется возможность рассказать о своем крае, о своей семье и, конечно, узнать о курортном крае, где расположен наш Центр. Знакомство с Балдауреном невозможно представить без знакомства с краем Бурабай.

Благословенный край - Бурабай, где сама природа и земля стала колыбелью великих батыров, акынов, учёных просветителей.

Именно здесь было принято историческое решение Великим Абылай - ханом о воссоединении казахских племён для будущего процветания Суверенного Казахстана. Именно здесь, исторически сложилась дружба народов «Ста языков». Заметный вклад в духовную жизнь казахского народа вносили Кокшетаусцы. Именно в Кокшетау, крае самобытных традиций, так ярко расцвело песенное творчество степных бардов: Акана-серэ, Биржана-сала, Укили Ибрая, Болуан-Шолака, поэтов-импровизаторов Орынбая, Арыстанбая и других. Экскурсии, классные часы, познавательные вечера, игры по станциям - те мероприятия, на которых происходит знакомство с краем, с его историей.

В рамках реализации программ «Рухани жаңғыру», «Туған жер» в Республиканском учебно-оздоровительном центре «Балдаурен» запущены пилотные проекты «Ұлы дала ұрпақтарының саяхаты» и «Қазақстанның қасиетті жерлерінің географиясы», где ежесменно дети из разных областей республики представляют свой регион. В целях расширения и углубления совокупных знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества проводятся Часы этики «Открой свое сердце миру», курс «Мировая художественная культура: встреча с прекрасным». Эта экспериментальная деятельность по воспитанию личности на основе культурных и нравственных ценностей стала продолжением реализации Государственной программы.

Жизнь в «Балдаурене» бьет ключом, каждый год наполнен слетами, фестивалями и интересными событиями. За 20 дней смены коллектив Центра старается создать психологический климат, позволяющий каждому ребенку почувствовать себя полноправным, а главное – нужным членом общества.

Значительным событием в гражданско-патриотическом направлении стало открытие 25 декабря 2009 года в Республиканском учебно-оздоровительном Центре «Балдаурен» Художественной галереи искусств. Дети имеют возможность общения с мэтрами современного искусства. Во время симпозиума художники, скульпторы проводят встречи с детьми, дают мастер-классы, учат ребят быть творцами эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. В своих картинах художники стремятся к самовыражению через язык метафор и ассоциаций, обращаясь к традиционному кочевому наследию. Живопись художников – это широкий спектр новых стилей для традиционного сознания в стремительно меняющемся мире.

Понять и описать значение «Балдаурена» в целом трудно.

Для детей – это возможность провести интересные и насыщенные различными праздниками, конкурсами дни в кругу своих сверстников из других регионов, стран, научиться чему-то новому, встретиться со знаменитыми спортсменами, художниками, писателями. Для государства – это воспитание лидеров, патриотов, творческой элиты нашей страны.

Смены гражданско-патриотического направления

В Балдаурене в течение года проходит 16 смен, которые имеют разную тематическую направленность: творческие, социальные, экологические, интеллектуальные и т.д.. В каждой смене проходят мероприятия патриотического характера: агитбригады, защита социальных проектов, вечера, посвященные историческим датам, в каждой смене выбирается орган соуправления. Но есть несколько смен в году полностью направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи.

Слет военно-патриотических клубов и объединений

Основной целью Слетов является: активизация и совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи, формирование у подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В Слетах принимают участие – участники военно-патриотических клубов, союзов, команды – победители областного (регионального) конкурса ВПК и О.

В рамках программы Слетов проходят следующие конкурсы: смотр строя и песни, смотр-конкурс инсценированной патриотической песни, комплекс «С пользой для военного дела», конкурс «Снайпер», конкурс «Защита».

Республиканские встречи Ассамблеи народа Казахстана «Золотой мост дружбы».

С 2003 года «Балдаурен» проводит традиционный детский форум «Золотой мост дружбы». В рамках реализации программы смены ребятам предоставляется возможность продемонстрировать ровесникам уровень владения языками, знания истории и культуры, традиций этносов, проживающих под единым шаныраком дружбы и согласия на территории суверенного Казахстана.

Детский этнографический фестиваль «Золотое наследие».

Приоритетные направления этнопедагогических смен:

– анализ исторического наследия через знакомство с обычаями и традициями казахского народа;

– развитие навыков творческого потенциала участников смены через участие в творческих мастерских и конкурсах в области этноприкладных направлений.

Юные этнографы активно участвуют в реализации этнопедагогической программы «Казахский этноаул», в мастер-классах, где каждый имел возможность овладеть навыками народного искусства.

Республиканский Слет юных спасателей

Программа Слета включала в себя организацию мастер-классов, выставки аварийно-спасательного снаряжения, показательные выступления подразделений МЧС, презентации агитбригад «Юные спасатели».

Основные задачи слета – усвоение знаний по основам гражданской обороны, спасательных и других неотложных работ во время ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, прикладной физической и медико-санитарной помощи пострадавшим.

Республиканский детский экологический форум «Земля – наш общий дом»

Задачи Форума:

– формирование экологической культуры и готовности к активной природоохранной деятельности;

– способствование  развитию детского экологического движения в Казахстане;

– консолидация со взрослыми в поисках путей решения экологических проблем.

Участники смены написали обращение к своим сверстникам: «Мы, юные экологи, от лица всех балдауреновцев, хотим дать старт доброму начинанию, чтобы наше обращение, нашло отклик в сердце каждого человека, живущего на Земле. Только все вместе, и только сообща, мы сохраним нашу Землю зеленой и цветущей!»

В течение 20 дней дети – участники смен погружаются в мероприятия, где им предоставляется возможность

•   продемонстрировать ровесникам уровень владения языками, знания истории и культуры, традиций этносов, проживающих на территории Казахстана;

•   в консолидации со взрослыми активно участвовать в поисках путей решения гражданско-патриотических, экологических и других вопросов.

 

Знаменательные события и даты патриотического направления

2005 год

 – 25 июля центр посетил Глава государства, Председа-тель Ассамблеи народов Казахстана – Н.А. Назарбаев.

2006 год

 – проведен 1 Республиканский слет детских общественных объединений и организаций Казахстана, открыт памятный знак с капсулой «Обращение к ровеснику- 2030 года».

2008 год

- по инициативе центра проведен I Республиканский Слет студенческих педагогических отрядов Республики Казахстан.

2009 год

 – открыта Художественная галерея искусств «Балдаурен».

2010 год

- в центре прошла 51- ая Международная математическая олимпиада с участием 526 участников из 98 стран мира.

2011 год

– 20 декабря вручена копия «Знамени Победы» РУОЦ «Балдаурен» от Международной общественной организации «Содружество организаторов детского отдыха».

2013 год

- Международный фестиваль вожатских команд КВН в ФДЦ «Океан», г.Владивосток. Команде КВН «Жастар» вручены грамоты, медали и диплом за 1 место;

- Онлайн общение с Международными детскими центрами «Зубренок» Белоруссия, «Океан» Россия; Ассоциацией казахов в Кыргызстане.

2014 год

- Республиканский слет юных исследователей «Наши знания во имя Родины»;

- Республиканский слет педагогических отрядов Казахстана 12 – 15. 03;

- Республиканский слет лидеров детских организаций Казахстана 15 – 18.05;

- Международная встреча «Балдаурен приглашает друзей».

2015 год

- Международная Эстафета – Акция «Честь Победе!».

2016 год

-открытие Академии юных патриотов – казахстанцев;

-Дни Академии: 25 по 27 апреля и 27-28 августа:

-открытие филиала РУОЦ «Балдаурен» на берегу Капчагайского водохранилища в Алматинской области.

2017 год

-Республиканский конкурс проектов по патриотическому воспитанию «Я – Патриот своей страны» 15.11.16 – 22.02 2017;

- Республиканский Форум юных патриотов - казахстанцев 22-24.02.

-Республиканский семинар-практикум «Туған жер» бағдарламасы – жалпыұлттық патриотизм негізі» 1-4.11

2018 год

- II Республиканский Форум юных патриотов – казахстанцев 21-23 февраля.

-учебная сессия Академии юных патриотов – казахстанцев 7-17.08;

- открытие второго филиала РУОЦ «Балдаурен» в Туркестанской области;

2019 год

- День Академии юных патриотов-казахстанцев 22-24.02,

--открытие третьего филиала РУОЦ «Балдаурен» на берегу озера Балхаш в Карагандинской области;

- III Республиканский Форум юных патриотов - казахстанцев.

2020 год

-День Академии

-Акция «Перекличка»

2021 год

-Дистанционный форум юных патриотов-казахстанцев, посвященный 5-летию АЮПК.

 

Авторы идеи создания Академии юных патриотов-казахстанцев

За каждым этапом большой работы стоит труд первых руководителей. С августа 2007 года генеральным директором РУОЦ «Балдаурен» стал Мухитдин Бекболатович Толепбай. Его вклад в развитие центра весом. Неравнодушный, горящий идеями человек уверен, что в детях необходимо воспитывать прежде всего активную гражданскую позицию, старался, чтобы педагоги центра бережно и настойчиво раскрывали в каждом из них творческие способности, давали равные возможности каждому подростку заявить о себе как о личности, помочь определиться

с выбором жизненного пути. Более того, Мухитдин Бекболатович — инициатор создания в «Балдаурене» Академии юных патриотов - казахстанцев, а ее выпускники — ребята из разных уголков Казахстана, — возвращаясь в родные пенаты, непременно продолжают вести эту кропотливую работу, претворяя в жизнь полученные в академии навыки, да не просто так, а с ежемесячными отчетами в центр о проделанном.

При Мухитдине Толепбае «Балдаурен», расширившись, прирос филиалами, которые открылись в городах Балхаше, Капшагае и Туркестанской области. В приветственном слове на главной странице сайта РУОЦ «Балдаурен» Мухитдин Толепбай говорит: «… какой будет жизнь в «Балдаурене», зависит от нас — взрослых. Мы очень гордимся тем, что в центре создана такая уникальная система, и каждый работающий здесь человек не случайный, а любящий свое дело и детей». И в каждом слове сквозит его личное отношение к любимому делу, детям и коллегам.

Ко всем многочисленным почетным грамотам и благодарностям, медали «Ерен еңбегі үшін» гендиректор Толепбай М.Б в 2019 году был награжден медалью МОН РК «Ибрай Алтынсарин» за бесценный вклад в воспитание подрастающего поколения.

Битуова Тілдаш Рыскулбековна в течение нескольких лет работала директором Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана

Активный гражданин своей страны и после выхода на пенсию организовала несколько больших проектов, среди которых Республиканский конкурс научных проектов «Зерде», Международный фонд. «Интеллектуал-2050». «В нашей стране насчитывается более 3 млн. учащихся школ. Из них приблизительно 600 учеников могут принять участие в олимпиаде. А, что будут делать остальные? Вот данное интеллектуальное состязание откроет не только двери к знаниям, но и способность искать новые возможности для их применения».

С 2016 года Тильдаш Рыскулбековна является одним из организаторов Академии юных патриотов – казахстанцев. Дни Академии также как и Форумы проводятся с непременным ее участием. На Дне Академии в 2020 году Тильдаш Рыскулбековна и Генеральный директор РГКП «РУОЦ «Балдаурен» Алибаев Сержан Тулеметович приняты в ряды Почетных членов Академии.

Концепция «Академии юных патриотов-казахстанцев»

Главная цель: воспитание юных патриотов-казахстанцев в контексте осмысления общенациональной идеи «Мәнгілік Ел», выдвинутой Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Формирование в условиях «Академии юных патриотов-казахстанцев» (далее по тексту — Академии) юной патриотической элиты страны, которая станет ядром и движущей силой патриотического воспитания молодых и юных поколений в Республике Казахстан, развитие среди подростковой и молодежной элиты казахстанского общества высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, способности проявить свои лучшие личностные качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Главная задача. Проблема воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится вопросом государственной важности в эпоху мировой нестабильности. В сложнейших условиях развивающейся глобализации и атаке на культурные ценности малых государств юному казахстанцу необходимо привить любовь к истории страны, государственному языку, богатой культуре и традициям единого народа Республики Казахстан.

Концептуальная задача педагогов Академии — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, развивать интерес к явлениям общественной жизни.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Любовь к Отечеству как целостное явление включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.

В 2016 году на апрельской сессии Ассамблеи народа Казахстана был официально принят национальный формат казахстанского патриотизма в виде Патриотического акта «Мәңгілік Ел», который теперь является главной национальной и государственной идеей единства, неповторимости нашего народа, традиций, морали, истории, культуры.

Для решения общей задачи воспитания элитного ядра юных казахстанских патриотов в духе Патриотического акта «Мәңгілік Ел» требуется реализация следующих основных направлений:

  • разработка и создание Единой системы патриотического воспитания казахстанских школьников в современных условиях с использованием в качестве институциональной основы Академии;
  • утверждение в сознании и чувствах юных членов Академии социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Казахстана, к традициям, повышение престижа государственной, особенно, военной службы;
  • создание возможностей для более активного вовлечения членов Академии в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем в местах их постоянного проживания и обучения;
  • воспитание членов Академии в духе уважения к Конституции Республики Казахстан, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
  • привитие членам  Академии чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики Казахстан - Герба, Флага, Гимна, другой казахстанской символики и исторических реликвий, связанных с культурой и историей Казахстана;
  • формирование у членов Академии ценностей светского государства и высокой духовности, привлечение традиционных для Казахстана религиозных конфессий, для формирования у членов Академии потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
  • воспитание у членов Академии ценности трудолюбия и ответственности, уважения к Человеку Труда;
  • формирование у членов Академии критического мышления для активного противодействия
  •  антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории;
  • формирование у членов Академии расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между этносами народа Казахстана.

Принципами патриотического воспитания членов Академии являются:

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик как отдельной личности юноши или девушки, так и подрастающего поколения Республики Казахстан в целом, проявляющийся в формирующемся гражданском мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе Академии юных патриотов-казахстанцев

1. Общие положения

1.1. Академия юных патриотов - казахстанцев (далее – Академия ЮПК) создана на основании решения Педагогического совета от 22.02.2016г.при Республиканском государственном казённом предприятии «Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен» Министерства образовани

я и науки Республики Казахстан (далее – РУОЦ «Балдаурен») и является объединением детей и взрослых, решающих вопросы гражданско-патриотического направления.

1.2. Академия ЮПК осуществляют свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», действующим законодательством, государственной политикой в интересах детей и настоящим Положением.

1.3. Академия ЮПК имеет свой логотип, медаль и удостоверение «Патриот», наградную продукцию.

2. Цели и задачи Академии ЮПК

2.1. Академия юных патриотов-казахстанцев создана с целью развития и воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма, высоких духовно-нравственных качеств, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

2.2. Задачи:

  • учить детей осознанному отношению к своей Родине, ее прошлому, настоящему и будущему;
  • создать условия для реализации каждым ребенком собственной гражданской позиции;
  • развивать  чувство долга и ответственности; 
  • способствовать формированию эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ребенка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и Казахстану.

3. Основы деятельности Академии ЮПК

3.1. Деятельность Академии ЮПК осуществляется на основании общего и операционного плана РУОЦ «Балдаурен», план-графика смен, утвержденного МОН РК.

3.2. Деятельность членов Академии ЮПК на местах осуществляется на основании Плана – ориентира, который утверждается ежегодно Педагогическим Советом РУОЦ «Балдаурен».

3.3. Принимаются в Академию ЮПК дети – участники тематических смен РУОЦ «Балдаурен», в возрасте 11-15 лет, прошедшие конкурсный отбор.

4. Порядок проведения конкурсного отбора

4.1. Для рассмотрения вопросов зачисления в Академию ЮПК создается конкурсная комиссия, состоящая из председателя, секретаря и членов конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии рассматривают документы, связанные с подготовкой и проведением конкурса, рассматривают поступившие документы (документы подают классные руководители и педагоги-организаторы). Комиссия по итогам формирует предложения по определению победителей Конкурса.

4.2. Формой работы комиссии является заседание.

4.3. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколом и подписываются председателем и секретарем комиссии.

4.4. Победители конкурсного отбора зачисляются в Академию ЮПК и получают медаль, удостоверение «Патриот», сертификат и наградную продукцию члена Академии ЮПК.

5. Критерии конкурсного отбора

5.1. Конкурсный отбор проходит в три этапа.

5.2. 1 этап. Презентация достижений

-Проведение активной работы у себя в школе, селе/городе, области по патриотическому/лидерскому направлению (соуправление).

-Участие у себя в школе, селе/городе, области в конкурсах, олимпиадах; достижения в учебе, спорте, творчестве (презентация).

5.3. 2 этап. Участие в мероприятиях Центра (кандидатуры предоставляют учителя, вожатые)

Педагогическими работниками Центра проводятся следующие мероприятия по выявлению кандидатов в Академию: эссе на тему: "Каким должен быть настоящий патриот?", круглый стол "Я – патриот своей страны!", педагогический вернисаж "Мен – патриотпын!", пилотный проект «Ұлы дала ұрпақтарының саяхаты», беседы с детьми на классных часах и вечерних свечках.

Особое значение при определении кандидатов в Академию имеет педагогическое наблюдение за детьми со стороны учителей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по спорту. Педагоги учитывают: отношение учащихся к окружающим и друг к другу, поведение на уроках, в отряде, активное и добросовестное участие во всех общелагерных и отрядных мероприятиях. Немаловажную роль при отборе кандидатов играют и личностные достижения, лидерские качества ребенка.

5.4. 3 этап. Собеседование

-знание собственной истории (семьи, страны) на фоне знания логики отечественного историко-культурного процесса;

-знание малой родины (родной край: история, культура, традиции, достижения, перспективы и др.);

-знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, военной истории, достижениях и др.;

-понимание роли, места и значения Республики Казахстан в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства;

-способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития, обеспечения национальной и военной безопасности Казахстана;

-осмысление Отечества как высшей социально-значимой, духовно-исторической и интегрированной ценности;

-осознание неразрывности с Отечеством, неразрывной сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и др.);

-гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества;

-осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и служении Отечеству;

-потребность в познании исторического прошлого и современного этапа развития Казахстана.

6. Награждение

6.1. Нагрудный знак «ПАТРИОТ» является высшей наградой Академии юных патриотов-казахстанцев.

6.2. Нагрудным знаком «ПАТРИОТ» и удостоверением к нему награждаются члены Академии, показавшие наивысший результат в Конкурсе, и при наличии подтверждения патриотической деятельности на местах (фото, видеоотчеты и др. формы).

7. Обратная связь

7.1. Обратная связь с членами Академии ЮПК осуществляется через страницу в инстаграм jas_patriot, кураторов – членов Академии ЮПК, избранных по итогам деятельности на местах и закрепленных за определенной областью.

 

Символика, атрибуты Академии юных патриотов-казахстанцев

Логотип Академии юных патриотов - казахстанцев

Логотип отличают простота и лаконичность изображения,

Основным цветом логотипа Академии юных патриотов – казахстанцев является голубой цвет. Этот цвет взят за основу, т.к. он представлен в государственной символике Казахстана и символике Балдаурена. Голубой цвет - символ неба, чистоты, высоты помыслов.

Центральное место в логотипе занимает изображение государственного флага Республики Казахстан.

Медаль и удостоверение «Патриот»

Медалью «Патриот» как отличительным знаком и удостоверением награждаются дети – участники тематических смен в РУОЦ «Балдаурен», прошедшие отбор в Академию юных патриотов – казахстанцев.

Наградная продукция членам Академии юных патриотов – казахстанцев.

Ребята, принятые в Академию юных патриотов – казахстанцев, получают пакет с футболкой или бейсболкой с логотипом «Патриот».

 

Наши партнеры

banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner